«Фыдыбæстæ, æвзаг, æгъдау æмæ фарн. Худинаджы бæсты - мæлæт!» Ю.С. Гаглойти

Тыбылты Алыксандры номыл Хуссар Ирыстоны паддзахадон университет
Юго-осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова
South Ossetian State University named after A.A. Tibilov

25.11.2014

Ацамаз Тедеты: «Танец - вечно живая, питающая сила»

«Поиски нового - один из важнейших стимулов творчества. Но как понимать новизну? Тут нужны ясность и определенность взгляда, и в этом вопросе не нужно путать две вещи - истинное новаторство и моду. Мода - это нечто преходящее, условное. Она обычно выражается в копировании чужой творческой манеры. Истинное же новаторство заключается прежде всего в новой постановке идейно-художественной проблемы, которую творческий человек вообще должен подметить в окружающей жизни», - считает молодой хореограф, художественный руководитель ансамбля народного танца созданного им же на базе Юго-Осетинского государственного университета, выпускник ГИТИСа Ацамаз Тедеты. 
Согласись, читатель, человек от рождения всегда в чем-то талантлив, и если его жизненная ситуация складывается соответственно, этому таланту всегда суждено раскрыться. В этом ключе Ацамазу Тедеты, можно сказать, повезло, его творческая судьба сложилось весьма удачно. А начинал он с государственного Лицея искусств им. А.Колиева. В этом специализированном среднем учебном заведении после пятого года обучения происходит распределение учащихся по принципу узкой специализации, с учетом собственного выбора ученика. Кто-то избирает путь изобразительного искусства, другой предпочитает заняться музыкой, третий идет по стезе хореографии. «Я был более склонен к хореографии, и этот выбор, наверное, был неслучаен, поскольку мой отец профессиональный танцор», - делится с нами молодой хореограф. За период своего становления Ацамаз занимался почти у всех цхинвальских педагогов-хореографов, однако однозначно считает себя учеником педагога Геннадия Биченова. «Человек необычайной широты взглядов и подлинного преподавательского дара, святое отношение к национальному танцу и строгость хореографических суждений соединились у Геннадия Биченова с совершенной простотой и естественностью… Он был к нам строг и требователен, но любил нас - вспоминает - Ацамаз. - Очень благодарен и другим моим наставникам… Мне в жизни повезло, у меня были прекрасные учителя». 
Будучи еще учеником 9 класса, Ацамаз вместе со своим одноклассником был приглашен в Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Все три года вплоть, до самого окончания школы, он здесь оттачивал свое мастерство, затем творческий путь пролегал через балетмейстерский факультет ГИТИСа. Вернувшись по окончании вуза в родной Цхинвал, дипломированный хореограф из числа студентов набирает группу и создает ансамбль осетинского народного танца при ЮОГУ.
 -Ты, как я поняла, проявляешь интерес к новейшим системам и средствам выразительности в танце. Можешь объяснить, как ты их применяешь, скажем, в осетинских национальных танцах? 
- Для меня в танце главное - сюжет. Я не могу ставить танец просто так. Постановка всегда должна нести какую-то определенную смысловую нагрузку, хореограф должен знать, во имя чего и во имя кого он этот танец ставит. Танец - это эмоция, это сама жизнь. Поэтому танец сам по себе, вне определенной смысловой нагрузки, не может жить. Я за сюжет, за смысл, за театрализованное представление. Танцор в моем понимании должен быть еще и актером. Просто концертный номер не моя стезя. …И в осетинские национальные танцы, над которыми сегодня работаю, вношу современные стилизованные моменты, но в то же время не разрушаю принятые нормы и каноны. К слову, в ансамбле, где я работаю, недавно поставил «Хонга». Здесь девушка не просто выходит на сцену и танцует, а садится, скажем, на стул, вяжет… в центре сцены черкеска,.. непременный атрибут осетинской национальной культуры… Кстати, свою дипломную работу «Семь братьев Газдановых» делал тоже здесь, вместе с актрисой юго-осетинского драматического театра Альбиной Хугаевой и с артистами госансамбля «Симд». Теперь думаю расширить в ней сюжетную канву и внести еще несколько сцен, где ведущие роли будут отданы немецким захватчикам в Великой Отечественной войне. Моя дипломная работа не иллюстрирует события, а становится их сутью, определяет степень их напряженности, выражает характер персонажей… Конечно, каждый хореограф стремится быть услышанным своим народом, мечтает о создании танца, который будет признан народным в высшем смысле этого слова. И в этом смысле прежде всего надо стремиться к тому, чтобы то, что ты создаешь, любили и понимали широкие массы зрителей. И глубоко неправы те хореографы, которые равнодушно отмахиваются от этого, и все причины своих неудач видят только в том, что зритель не понял, не дорос. Нужно говорить на языке, близком и понятном зрителю. Чем серьезнее и сложнее танец, тем проще должен быть его язык. Все великое просто - давно известная истина. Сегодня в необъятном мире танца происходит постоянное обновление танцевального языка. Все это должно быть в поле зрения современного хореографа, иначе он остановится в своем развитии, в своей способности воспринимать. Когда знакомишься с новым материалом, что-то нравится, что-то не нравится, но все воздействует на воображение, является его пищей, которая должна быть регулярной, как обыкновенная еда. Только владея всем арсеналом танцевальных средств, он сможет полноценно выразить свою мысль. Плохо выраженная идея работает против самой этой идеи. Конечно, все виды техники хороши лишь тогда, когда они уместно использованы и помогают в выражении художественной мысли. Язык танца будет развиваться и в дальнейшем. Это естественный процесс, за которым параллельно должно следовать и развитие воспринимающих способностей зрителя. Национальный танец - это вечно живая, питающая сила. И чем хореограф национальнее, тем он индивидуальнее. В моем понимании танец, как магнит, который собирает и притягивает людей. Если один может танцевать лучше, а другой хуже, вместе получается и у того, и у другого хорошо. Тогда, оказывается, и жить интереснее, и на мир смотришь другими глазами. Танец необходимо чувствовать изнутри, понять его суть, раскрывая как можно глубже его эмоциональный строй. Танец должен объединять нацию, помогать выживать. 
- Скажи, не возникает ли у тебя желание набрать группу любителей европейских танцев? 
- Это желание не покидает меня с тех пор, как вышел из стен ГИТИСа, где в рамках учебной программы я изучал не только национальные танцы, но и танцы народов мира, хотя, все же, упор приходился на Европу - Польша, Испания, Венгрия… Сегодня я знаю наперед, что на мое приглашение работать в группе любителей европейских танцев отзовется женский контингент, а без мужского участия эта работа невыполнима. Хотя в перспективе я собираюсь расширить репертуар нашего ансамбля. Разбавить современными направлениями, в числе которых обязательно предусмотрен джаз-модерн.
 - И мой последний вопрос. В чем ты черпаешь энергию творчества и душевную силу? 
- Скажу откровенно: если сдаться, руки поднять, мы очень многое потеряем. У меня есть свое видение приоритетов в жизни - мы, осетины, должны уметь танцевать - это чрезвычайно важно. И эта цель заставляет меня все время быть в форме - я должен работать… 

 Газета «Южная Осетия» 
Номер выпуска и дата: №164 25 ноября 2014 г.
Короткая ссылка на новость: http://xipu.ru/~cnpFK